Программа, которая была реализована Великобританией в процессе подготовки к встрече миллениума, в основном, ассоциируется у нас с Куполом Тысячелетия. Между тем, она включала в себя целый ряд интересных проектов. Один из них был осуществлен в небольшом городке под названием Фарем и носит имя Генри Корта, который был родоначальником новых технологий в производстве и применении кованого железа. Он работал с так называемым волокнистым железом, которое по своей коррозионной стойкости не уступало чугуну и было чрезвычайно пластичным. Именно из этого металла были созданы Эйфелева башня, каркас знаменитого Кристалл Паласа, Охтинский мост в Петербурге и большинство крытых стеклянно-металлических куполов в XIX веке. Одним из главных условий участия в проекте имени Генри Корта было использование именно этого металла, производство которого было воссоздано в Англии лишь десять лет назад. Ключевым элементом программы было создание уличной галереи объектов из этого кованого железа. Авторские работы отбирались на международном конкурсе дизайна - крупнейшем соревновании такого плана в Европе, и отрадно отметить, что в результате в Фареме, наряду с произведениями европейских мастеров появились интересные работы петербургских художников - Игоря Андрюхина, Владимира Сонохевича и Эдуарда Фокина.
"Галерея" представляет собой обычную улицу, где практически на каждом шагу встречаешь сказочные фигуры из кованого железа. Здесь можно увидеть и железное "Древо Жизни", и "Рог Изобилия", и фонтан для питья, и стилизованный водопад, можно посидеть на кованых скамейках и даже столкнуться с железными покупателями.
Уличный питьевой фонтанчик. Проект и исполнение - Stephen Lunn.
Юмористическая скульптура "Человечек_наковальня". Автор - Stephen Lunn.
Автор этих самых "покупателей", польский кузнец Ризард Мазур, объяснил свою работу так: "Я изобразил троих - двух мужчин и женщину. У мужчин полно свободного времени - они стоят на углу и разговаривают. Женщина же, напротив, вся в делах - она нагружена сумками. Она точно знает, куда идет. Она привыкла к постоянному состоянию усталости и рутине, повторяющейся изо дня в день. Эти три фигуры - люди из толпы, может быть, жители этого города, а, возможно, и мира в целом".
Основание маленького фонтанчика для питья увито ветками фруктовых деревьев - это изогнутые стержни. Два стержня использованы в качестве декоративных элементов, а два других представляют собой трубки для поступления и стока воды.
Есть на Вест Стрит и большой фонтан-водопад. Это работа финского кузнеца Юко Ниеминена, названная им "Tipping Scales"( Опрокидывающиеся чешуйки). Состоит она из 18-ти наклонных блюдец, закрепленных на шестах, высота которых колеблется от 3 до 5 метров. Дизайн креплений рассчитан на то, что чаши будут наклоняться при падении воды, а затем - возвращаться в изначальное положение, что позволит воде перетекать из одной чаши в другую. Идея "Tipping Scales" основана на двух мотивах: это тема рынка и легендарная личность - Генри Корт. Сам автор о своей работе говорит: "Рынок подал мне идею весов, очень важного предмета, используемого для взвешивания различных товаров. Время тоже может быть измерено, но только с помощью воды: Разве это не прекрасная связь с историей и Генри Кортом?"...
Скульптура "Скала и Цепь". Проект и исполнение - Chris Brammal.
Уличный фонтан_водопад "Опрокидывающиеся чешуйки". Проект и исполнение - Juoko Nieminen .
Владимир Сонохевич описывает свое творчество как "поиск художником-философом форм и символов, позволяющих изобразить природу вещей". Он предпочитает комбинировать грубо кованый металл со стеклом и другими материалами. Работа Владимира, представленная на Вест Стрит и носящая необычное название "Корабль-флюгер", имеет древовидную форму. Основание ее кажется неподвижным и устойчивым и ассоциируется с землей. Верхняя же часть, напротив, полна движения и символизирует воздух. Отраженные в этой скульптуре образы отождествляются с кораблями, кораблестроением и навигацией. В верхней части "Корабля" дерево сменяется металлом - это отражает изменения в судостроении, последовавшие за открытием Генри Корта, когда величайшие достижения использования кованого железа в укреплении структуры позволило снизить потребность в лесоматериалах. По словам самого Владимира Сонохевича, эта работа отражает "движение к горизонту, к будущему".
Скульптура "Дерево жизни" . Проект и исполнение - Эдуард Фокин.
Другой российский художник, Эдуард Фокин, представил на обозрение жителей и гостей Фаремхейма кованое "Древо Жизни". Идея этого проекта почерпнута из архаической культуры. Древние рассматривали дерево как объект поклонения: они верили, что в нем живет Бог. Они видели, как дерево умирало осенью и возвращалось к жизни с каждой весной, поэтому оно стало символом жизни и плодородия. Основание ствола "Древа" окружено оградой, декорированной четырьмя парными железными панелями с лепными узорами, изображающими ремесленников прошлого.
Еще одно символическое произведение из кованого железа - "Рог Изобилия" Игоря Андрюхина. Рог изобилия - древнегреческий символ плодородия, изобилия и процветания, так что эту работу можно расценивать как пожелание автора людям в новом тысячелетии. Но как свидетельствует сам Игорь Андрюхин, ее можно рассматривать и "как корзину с фруктами, рыболовную сеть и большую раковину".
Возникшая перед новым тысячелетием на Вест Стрит необычная уличная галерея производит сильное впечатление: объекты отличаются идейной оригинальностью и неординарным восприятием окружающего мира. Кроме того, весь этот проект служит живой иллюстрацией того, что самые современные скульптурные формы могут создаваться сегодня по древним кузнечным технологиям. Хочется надеяться, что со временем нечто подобное возникнет и в России - стране, где живут и работают художники, которыми восхищаются европейские знатоки.